"ДМИТРИЕВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУM"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность
ОГАУО НПО Профессионального училища № 23
Воспитательная программа «Человек. Гражданин. Специалист.»
1. Содержание воспитательной деятельности по направлениям:
I. Гражданско-патриотическое воспитание.
II. Нравственно-этическое воспитание.
III.Трудовое и профессиональное воспитание.
IV Работа с родителями.
V. Здоровый образ жизни. 
 
 Каждое новое время ставит совершенно новые требования и задачи перед педагогами Сегодня, когда человечество перешагнуло рубеж нового поколения, каждый здравомыслящий человек задает себе вопрос: каким оно будет? Подрастающему поколению, которое в настоящий момент оказалось в достаточно непростой ситуации, жить, созидать и творить по- новому. Мы же, педагоги, люди, призванные сеять доброе и вечное, видим, что ситуация в данный момент не из лучших. Это нарастание бездуховности у учащихся, проявляющееся в негативном отношении к истории Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед западной культурой и образом жизни, заметное проявление среди них цинизма и агрессивности, выражающееся в не снижающемся количестве подростков противоправного поведения, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. У многих молодых людей утрачены такие качества, как честность, порядочность, доброта, любовь к ближнему, что, в конечном итоге, не позволяет стать им достойными гражданами. Предполагается воспитание всесторонне развитой личности, специалиста своего дела, профессионала, востребованного на современном рынке труда. В последние годы мы с тревогой наблюдаем за тем, как воспитание и обучение все больше развивались обособленно, что, в конечном счете, наносит ущерб и одному и другому. Выполняя как обучающую, так и воспитывающую функции, мы вооружаем наших учащихся определенной системой знаний, умений, навыков, приобщаем их к культуре. Поэтому сегодня законодательные документы, формирующие современный образовательный процесс, подчеркивают моделирование воспитательного пространства, приоритетность задач воспитания личности и создание условий ее самореализации в обществе, не ущемляя прав и достоинств других. Процесс воспитания - это саморазвивающаяся, программа рассчитанная на весь период обучения учащихся и позволяющая, предусмотреть всю необходимую и возможную деятельность, все направления обученности и воспитанности учащихся. Такая программа складывается из учебной и внеклассной работы , которые постепенно становятся способом овладения моральной , трудовой , и эстетической культурой. Этот процесс имеет двусторонний характер. Он развивается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь ) и от воспитанника к педагогу (обратная связь). Таким образом, программа воспитания включает в себя все виды деятельности педагогов и учащихся и предполагает;
1.Целостное формирование личности с учетом целесообразности (формирование нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей; приобщение учащихся к общественным ценностям в области искусства; воспитание активной жизненной позиции). 2.Развитие склонностей и способностей учащихся.
3.Познавательная деятельность подростков. Предполагается; что внеучебная деятельность учащихся станет формой организации общения подростков, где будут продолжать формироваться нормы поведения , культуры общения , нравственное и физическое развитие. Учащиеся в данном процессе будут накапливать познавательный опыт , учиться творческой самореализации. Основными формами деятельности станут в процессе воспитательной системы общение, творчество, труд, игра и самостоятельный творческий поиск. Воспитательная система представляет собой четкое планирование воспитательной работы в училище на основе сложившихся и сформировавшихся традиций. Необходимо помнить, что традиция - это форма самоуправления коллектива и средство закрепления отношений и связей в коллективе. В течение многих лет в училище складывались определенные традиции:
1. Трудовые (конкурсы профессионального мастерства, организация дежурства, субботники по благоустройству города, территории училища и др.,).
2. Учебные (предметные недели, праздник знаний, обязательное ведение конспектов и др.,).
3.Социально - значимые (проведение собраний, выпуск тематических газет, проведение месячника военно-патриотического воспитания, работа музея.
     Воспитание и развитие у учащихся гражданско-нравственной и общей культуры является одним из ведущих направлений в системе воспитательной работы. Общая культура личности - это способность быть честным и порядочным , неравнодушным, действовать не во вред людям. Воспитать активного, инициативного, самостоятельного человека, квалифицированного рабочего — вот основная цель программы.
   Основу программы « Человек. Гражданин. Специалист.» составляют три приоритетных направления воспитательной работы:
1. Гражданско-правовое.
2. Профессионально - трудовое.
3. Культурно - нравственное
 Представленные основными блоками воспитательной работы имеющими свои целевые особенности. Признавая воспитательный процесс как систему, эти три направления реализуются во всех воспитательных мероприятиях: в учебных, теоретических и практических занятиях, производственной практике, в ученическом самоуправлении, в работе мастеров производственного обучения и классных руководителей, воспитателей, на занятиях в клубах, кружках и секциях, в планах воспитательной работы на всех уровнях в целях формирования целостной личности, квалифицированного рабочего, гражданина-патриота и культурно-нравственного человека. Особое место в воспитательной системе принадлежит дополнительному образованию; универсальное значение в этом плане принадлежит работе музея. Работа музея исполняет роль воспитания человека-гражданина Отечества и реализует один из важнейших критериев нравственности - любовь к Родине.
  Внеучебная деятельность особый участок воспитательной работы, которая формирует воспитанность, гуманизм, профессиональные и духовно- нравственные отношения в среде подростков, позволяет снизить негативное поведение. В ходе реализации воспитательной системы и всей программы воспитания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
1курс: создание условий для самоутверждения; активные желания быть взрослыми. Идет процесс созревания личности. Основные педагогические предпосылки воспитательной работы с первокурсниками - это процесс осмысления, предпосылки нравственной ориентации, самооценка действий и поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских умений и навыков. Приоритетным направлением в работе с учащимися 1 курса планируется культурно-нравственное воспитание, продолжение формирования межличностных отношений ( в семье, к друзьям, сокурсникам и т. д.,); пропаганда здорового образа жизни.
2 курс: отношение к обществу - гражданское и патриотическое воспитание, уважение к закону, социальная активность, внедрение профессиональной этики, трудолюбие.
3 курс: старший возраст - это ступень самореализации личности. Этот этап в жизни учащихся характеризуется смысловой активностью: понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда. На 3 курсе заканчивается процесс становления профессионально - трудовой деятельности. Таким образом, воспитательная система предусматривает создание воспитательной и образовательной среды для формирования личности учащегося на основе использования современных педагогических методик. Поэтому необходимо:
• создание благоприятных условий нравственно психологического климата;
• обучение учащихся способам самоуправления и самовоспитания; организация общественно значимой творческой деятельности учащихся;
• осуществление личностно - ориентированного подхода в овладении профессией;
  Формирование личности должно осуществляться поэтапно:
-динамика мотивов образования (от активного устойчивого интереса обучения в училище на 1 уровне к мотиву профессионального образования на 3 уровне)
-наличие навыков взаимодействия со сверстниками и преподавателями ( от соблюдения общих этических правил и первоначальных знаний о требованиях к личности будущего специалиста на 1 уровне и поведение в соответствии с этими требованиями на 3 уровне );
-наличие стремления к активному участию в учебном процессе и во внеурочных мероприятиях, посильное участие под руководством преподавателя на первом уровне и способность самостоятельно конструировать заданную работу на творческой основе во время прохождения производственной практики;
-личное самоопределение и самосознание (от знания о правах и обязанностях учащегося и проявления первоначального интереса к самопознанию и самосовершенствованию с целью профессионального становления личности на 3 уровне и мера участия в органах ученического самоуправления (от участия в работе актива группы к деятельности в коллективном планировании внеурочной работы и досуга). Данная программа охватывает период обучения учащихся в училище в течение трех лет. Она предполагает включение в воспитание подростков, педагогов, родителей, ученического коллектива, В современном процессе гуманизации общества осмысление человека как самоценности остро стоит проблема воспитания личности, способностей управлять собой, иметь чувство собственного достоинства, помочь ближнему и преодолеть жизненные проблемы . Для этого необходим новый подход в воспитании : это программа саморазвития личности в коллективе. Учитывая, что в училище приходят учиться подростки 14-16 лет, имеющие определенный жизненный опыт и в большинстве своем пережившие семейные и школьные конфликты, стрессовые ситуации. Состоящие на учете в органах внутренних дел, мы педагоги призваны помочь адаптироваться в новых социальных условиях и в какой-то степени, строя воспитательную систему, таким образом, вдохнуть новизну в душу подростка, чтобы дать понять, что в его жизни начинается новый этап взросления и осмысления жизни. Этот процесс формирования и воспитания личности представляется коллективу в определенной схеме взаимоотношений всех категорий воспитательного процесса ( таблица № 1 ). Основными принципами в воспитательной деятельности педагогов является личностно ориентированное воспитание направленное на сознательное отношение к гуманистическим ценностям и воспитание трудолюбия.

Воспитательный процесс включает в себя процесс воспитательных взаимодействий коллектива учащихся и педагогов, сотрудничество с целым социально-педагогическим комплексом, решая многие проблемы : трудоустройство, досуга , творческих объединений, помощь трудным подросткам. Этот комплекс воспитательного процесса выглядит так: ( таблица № 2)

 

Комплексный подход позволяет объединить усилия и сделать его целенаправленным , целостным , творческим , обеспечит его эффективность.
 МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
     Понимая, что современному обществу нужны молодые люди, выпускники, которые должны;
 • владеть объемом информации, необходимой для успешной адаптации к современным условиям жизни и производства,        соответствующие стандарту профессионального образования;
 • обладать знаниями, необходимыми для успешной работы;
 • обладать творческими способностями и системным техническим мышлением, уметь анализировать любую проблемную ситуацию;
 • обладать высокой любознательностью, богатым воображением и фантазией, уметь видеть ситуацию в целом; обладать разными личными качествами, реалистически оценивать себя и других людей, иметь духовные и эстетические ценности, обладать адекватной самооценкой.

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

1. Достаточный уровень базовых предметных и профессиональных знаний, необходимых для практической деятельности по специальности;
2. Целостное видение профессиональных проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
3. Грамотное и свободное владение профессиональными навыками и умениями;
4. Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой;
5. Знание основных достижений культуры;
6. Знание способов рациональной работы, способов самообразования .
ЗДОРОВЬЕ:
1 . Осознанное отношение к здоровью и физической культуре;
2. Здоровый образ жизни;
3. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;
4. Способность действовать в чрезвычайных ситуациях;
Социально-ориентированная, способная к саморазвитию творчески развитая, профессионально подготовленная личность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Умение применять знания для решения профессиональных работ.
2. Способность применять знания на практике.
3 . Готовность к продолжению образования и самообразования
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
1 . Гуманистическое мировоззрение.
2. культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
3. Правовая культура.
4. Коммуникативность, культура общения.
5. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
      Способы реализации воспитательной программы
« Человек. Гражданин. Специалист».
                                1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
                                2. Использование разнообразных форм организации и проведения учебных занятий и внеучебной деятельности.
                                3. Осуществление единых педагогических требований ; объединение усилий педагогического коллектива с родителями, правоохранительными органами и общественными организациями.
                               4.  Развитие органов самоуправления.
                               5. Повышение профессионального мастерства инженерно -педагогических работников. При организации, планировании и проведении работы по реализации воспитательной программы важно помнить, что данная программа это содержание необходимой и профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата целей и задач по реализации воспитательной системы:
 • Воспитание молодых людей в условиях гражданского общества на основе обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры России; воспитание патриотов, граждан правового демократического государства;
• Противодействие негативным социальным процессам (нравственно-правовое воспитание);
• Формирование у молодежи активной жизненной и профессиональной позиции;
• Организация учебного процесса с учетом современных образовательных технологий.
                   Воспитательная система может и должна воспринимать возможные изменения в жизни государства и общества, но основополагающие составляющие системы обязательны в работе педагогического коллектива и каждого педагога. В этой связи предусматривается:
- учебы мастеров и преподавателей, регулярное обновление знаний, обмен опытом, связь с коллегами из других учебных заведений; - научно-методическая работа педагогов по отдельным вопросам воспитания и обучения;
- проведение открытых уроков, конференций, диспутов;
- встречи с руководителями с/х предприятий, фермерами; - работа с предпринимателями;
- шефство опытных педагогов и мастеров училища над начинающими коллегами.
 
                                           Оценка деятельности воспитательной системы.
                                    
                                     1. Четкий режим работы училища;
                                     2. Согласованность (спланированность всей воспитательной работы);
                                     3. Целесообразность и действенность воспитательных мероприятий;
                                     4. Творческий климат, взаимоуважения и понимание в педагогическом коллективе;
                                     5. Результаты (показатели) работы училища на фоне оценки ее управлением образования
                                         и науки, общественностью, социальными партнерами, родителями и учащимися.